Как Фейсбук повлиял на выборы в Украине (видео)

Как Фейсбук повлиял на выборы в Украине

Социальные сети  – уже давно часть политической реальности, поле боя политиков, источник информации для множества людей. Политики ринулись в интернет пространство, создавая сотни профилей и страниц, вкладывая тысячи  долларов в свою рекламу.

Это показали президентские и парламентские  выборы в Украине. 

Среди прочих особенно выделяется Фейсбук. Сейчас это самая популярная платформа в стране, ею пользуются более 12 миллионов украинцев. 

Фейсбук делает шаги для того, чтобы предотвратить фейки и манипуляции особенно накануне выборов и других политически важных событий. Один из таких шагов был сделан в марте 2019 года. Фейсбук открыл информацию о тех, кто платит за рекламу в соцсети, в том числе и политическую. То есть любой пользователь видит, какой контент проплачен, кто платит за рекламные посты и сколько именно оплаченной рекламы на той или иной официальной странице.

Для рекламы своих кандидатов в Фейсбук  украинские политические партии на выборах вложили рекордные суммы.

Лидером по тратам, например, за июнь 2019 года стала партия “Голос”, на продвижение своей страницы и отдельных публикаций они “пустили” 89 тысяч долларов. 

На втором месте –  “Европейская солидарность“ , они потратили чуть менее $80 тысяч.

Немного отстала от партии экс-президента Порошенко Батькивщина Юлии Тимошенко, их реклама обошлась  в 72 тысячи долларов.

“Слуги народа“ заплатили – $27 тыс долл,

“Оппозиционный блок“ — $14 тыс долл.

И это не считая личных страниц политиков, а так же страниц поклонников той или иной политической силы.

Естественно алгоритмы рекламы фейсбук могли использоваться и для разного рода манипуляций. Десятки и даже сотни страниц могли декларировать разную информацию для разных социальных групп. Другими словами Алгоритмы фб позволяют заказчику рекламы в том числе политической партии одной части электората показывать одни посты, а другой – другие.

С опасностью влиять на выборы с помощью манипуляций в социальных сетях и конкретно в Фейсбук мир столкнулся во время последних президентских выборов в США, когда выбирали Дональда Трампа. Тогда, после проведённых расследований выяснилось, что для получения определённого результата, манипуляциями пользовались и Штаб Трампа и  даже третьи страны. После этого Фейсбук сделал выводы на время парламентских выборов в Украине и в других странах и внёс определённые изменения.
Владельцы страниц, которые расположены в Украине могут публиковать политическую рекламу. То есть ФБ сузил ареал публикации политической рекламы до территории Украины. И мы можем быть уверены, что вся реклама, которую видели украинские избиратели, она была проплачена на территории Украины.

Это было сделано для того, чтобы предотвратить влияние посторонних или даже враждебных структур и минимизировать угрозу срыва выборов или негативного влияния на избирателей.

Остаётся вопрос прозрачности финансирования. Откуда берутся деньги. Страница может быть создана на территории Украины, а финансирование может быть извне.
А пока Фейсбук не решил эту  и многие другие проблемы, пользователям соцсетей стоит быть более внимательными к любой получаемой информации, особенно  в период политических изменений. Всегда подходить к любой информации критически и проверить её в нескольких источниках.