К 150-летию Донецка. Первая звуковая кинохроника Донбасса

К 150-летию Донецка. Первая звуковая кинохроника Донбасса

Первый украинский звуковой документальный фильм был снят о Донбассе. На Киевской киностудии.

“Энтузиазм. (Симфония Донбасса)”. Так была названа первая в истории украинского и мирового документального кино звуковая кинолента.

Пропагандистский фильм, снятый в 1930 году режиссёром Дзигой Вертовым(Давид Кауфман, входит в сотню лучших мировых режиссёров) совершил переворот в мировом документальном кинематографе в плане техники съёмки и авторского видения. Фильмом, а точнее оригинальным использованием звука в Сифонии восхищался Чарли Чаплин.

“Я никогда не мог представить, что эти индустриальные звуки можно организовать так, чтобы они казались прекрасными. Я считаю Энтузиазм одной из самых волнующих симфоний, которые я когда-либо слышал”, – написал Чарли Чаплин после просмотра “Симфонии”.

Фильм в пропагандистской манере рассказывает об окончательном становлении советской власти на Донбассе. Противопоставляет старый режим ( изображается, как религия и пьянство) и новый режим в образе военных, пионеров, рабочих (шахтёров, металлургов) принявших участие в так называемой 1й Пятилетке.

Дело в том, что в то время Юзовка не была инфраструктурно напрямую связана с центром – Москвой. Туда плохо доходили сигналы от новой власти и наборот, хотя Донбасс и считался примером большевистских побед, мало новостей и информации в целом доходило с украинской окраины в Россию. Поэтому было решено снять агитационный фильм.

Но Дзига Вертов, как художник – авангардист в полном понимании этого слова решил подойти к съёмке фильма нестандартно. Он записал различные индустриальные звуки Юзовки и других городов Донбасса(на кадрах кинохроники узнаётся ещё Бахмут) и наложил эти звуки на картинку. Это был первый в Украинском кинематографе ( и второй в ссср) случай применения звука в неигровом фильме. Получилась своеобразная промышленная Симфония.

Так же примечательно, что в ленте хорошо зафиксирован момент большевистской украинизации Юзовки. Подчёркиваются кадры, когда на смену русскоязычным вывескам и лозунгам появляются украиноязычные. Это говорит о том, что и в 1930 году население Донбасса преимущественно было украиноязычным.

Кинолента была снята на Киевской кинофабрике(будущая киностудия им. А.Довженко) но к сожалению не обрела широкую известность. Хотя прокат состоялся в Московских киноклубах, – фильм был раскритикован технически и идеологически, его быстро положили на полку. Одна из главных причин – идеологическая – авангардистский подход в кино (особенно украинский) был моден и популярен в стране и за рубежом в середине 1920хх, во времена свободы НЭПа. С началом Сталинских 1930хх авангардизм уже не вписывался в новые узкие рамки соцреализма, поэтому Симфония стала быстро неугодна. Вновь первая кинолента о Донбассе появилась на слуху в 1960хх, когда на Западе возрос интерес к киноавангарду.

Нам “Энтузиазм(Симфония Донбасса)” интересен прежде всего фиксацией исторических сцен региона, а так же оригинальным подходом к созданию этого фильма автором.